Из опыта работы
Из опыта работы учителя Ковалёвой Л.Л. по патриотическому воспитанию учащихся в начальной школе.
Стремительно летит время. Великая Отечественная война, о которой столько написано, как Атлантида со своей недосказанностью, тайнами и легендами, погружается всё глубже в пучину лет. Всё меньше страниц и строчек отводятся ей в учебниках, энциклопедиях и справочниках - напирают события новейшей истории. Всё меньше остаётся с нами её участников, очевидцев, а теперь уже и детей войны. Они навсегда уносят с собой личные впечатления о том грозном, трагическом времени. Моя мать - дитя войны. Для меня навсегда останутся в памяти святыми её рассказы-воспоминания о войне, об ужасах оккупации, которые пришлось пережить моей бабушке и её трем малолетним дочерям. Трогательны мамины слова: «Сколько бы ни намотало лет, далёкое - былое, всегда со мной. Иногда, кажется, протяни руку, тронь - и вот оно детство, при воспоминании о котором приглушенно щемит сердце...». Я - внучка двух дедов, не вернувшихся с фронтов войны. Мне не удалось узнать радости общения с родным дедом, но, с годами, стала отчётливее понимать, что деда у меня отняла эта, уже далёкая, война....
Пожалуй, до сих пор мы так и не смогли до конца осознать и достойно оценить подвиг наших воинов, самоотречённо сражавшихся в кровопролитных боях; подвиг солдат и офицеров, замученных в лагерях, но оставшихся верным Отчизне; подвиг женщин и детей, трудившихся в тылу, терпя голод и порой невыносимые лишения. Но, чтобы понять это, надо хотеть знать всю правду о войне.
Для меня, учителя начальных классов, источником знаний о войне всегда были и остаются произведения художественной литературы. Кроме этого, произведения о войне всегда вызывали во мне познавательный интерес, и мне очень хочется, чтобы этот интерес к художественным произведениям о войне вырабатывался у моих учеников, начиная с начальной школы.
Вот поэтому, накануне праздника Дня защитника Отечества, вместе с библиотекарем школы Могилиной С.Н., детям было предложено прочитать книги, рассказы о войне, выучить стихотворения. Было решено поделиться впечатлениями о прочитанном на классном часу: «Мы читаем, мы знаем, мы помним о героях - защитниках Родины».
Подготовка к классному часу заняла всего две недели, но охватила всех ребят. Многие прочитали несколько книг, рассказов, выучили стихотворения. Все были воодушевлены.
Основной целью данного классного часа являлось воспитание патриотических чувств у учащихся на основе знаний, полученных из художественных произведений; выработка неформального искреннего прочувствования далёкого исторического прошлого.
Форма проведения: устные выступления учащихся, написание отзывов, выпуск газеты.
Ребята хорошо уяснили задачу, поставленную перед ними: «Давайте покажем, как российские дети помнят и восхищаются подвигами своих прадедов!» И поэтому в детских выступлениях и отзывах звучал голос каждого, его чувства, отношение к далёкому прошлому. Было предложено свои впечатления о прочитанном записать в виде короткого рассказа. Слушая и читая отклики детей, я осталась довольна своими ребятами. Прочитанное нашло отклики в юных сердцах. Они были искренними... Они размышляли... Они хотят помнить...
Думанян Сергей
Из прочитанных книг я узнал, как наш народ, мирные люди защищались от фашистов. Мальчишки становились разведчикам, собирали сведения о расположении немецких вооружений. А в «Рассказе об отсутствующем» Л.Кассиля рассказывается, как нашего воина спас совсем незнакомый мальчик, отвлек на себя врагов. И старый Матвей Кузмин в рассказе Б.Полевого тоже пожертвовал собой, приведя фашистский отряд в засаду к партизанам. Они настоящие герои.
Музыченко Анна
Рассказы, прочитанные нами, были очень интересны. Я узнала о маленьком Ване Солнцеве. Он был сыном полка - разведчиком. А другой русский воин в фашистском Берлине спас от смерти маленькую немецкую девочку. Я выучила стихотворение о том, как у солдата в бою убили друга. Очень хорошее стихотворение написал поэт Высоцкий.
Хачкинаева Дамла
Теперь я знаю о подвиге Матвея Кузьмина, который завёл фашистов в партизанскую засаду, пожертвовал собой ради Родины.
Пасхалов Даниил
Я прочитал рассказ Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина». Теперь я запомнил, как простой русский крестьянин пожертвовал собой и погубил фашистский отряд. «Рассказ об отсутствующем» - это рассказ о маленьком герое, который спас нашего воина. Этот отсутствующий хотя и остался неизвестным, но в памяти бойцов остался навсегда.
Попов Михаил
Очень правильно, что мы всем классом читали и обсуждали рассказы о войне. Теперь мы знаем о героическом подвиге Матвея Кузьмина, о неизвестном мальчике, чьё имя мы, к большему сожалению, никогда не узнаем. Еще мы все были поражены, узнав, что наш боец в самом центре Берлина во время боя с фашистами вынес из огня немецкую девочку, у которой убило мать. Ведь её отец убивал всех русских. Но наш боец не только смелый, но и добрый.
Я понял - война ужасна! Правильно сказал поэт: «Мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою». Русские любят друг друга, любят всех простых людей.
А мы всегда будем помнить свою историю, своих героев.
Гужина Дарья
Я тоже запомнила рассказы о защитниках нашей Родины: подвиг Матвея Кузьмина и спасение немецкой девочки русским солдатом в Берлине.
Горбачёва Ангелина
Я с волнением прочитала рассказ «Передовая на Эйзенштрассе». В этом рассказе наш солдат, рискуя жизнью, спас немецкую девочку. Ему поставили памятник за смелость, доброту, великодушие, а еще за то, что он не мстил своим врагам и их детям.
Мармоленко Алиса
Я прочитала книгу В. Катаева «Сын полка» о мальчике Ване Солнцеве, который служил в разведке полка и добывал полезную информацию о фашистах для нашей армии. Ещё я узнала из рассказа Л. Кассиля «У классной доски», как гордо и смело вели себя наши школьники, когда к ним на урок ворвались фашисты. Очень мужественно вел себя крестьянин Матвей Кузьмин, который завел фашистов в засаду к партизанам. Я прочитала «Рассказ об отсутствующем», то есть о мальчике, который погиб, спасая русского капитана. А капитан даже не успел узнать его имя...
А как можно забыть нашего солдата, который буквально из огня, то есть во время боя в Берлине, спас немецкого ребенка.
Нам нельзя забывать об этих подвигах, совершенных ради Родины, для того, чтобы мы сейчас жили в своей стране.
Вернигора Анастасия
Мне понравилась книга «Сын полка» В. Катаева. У мальчика Вани фашисты убили родных, а солдаты наши взяли в полк сыном. Ваня делал много полезного, использовал для тайной записи свой учебник. Он был настоящим солдатом.
Шахмурадян Елизавета
Очень хорошо, что мы в классе рассказывали и обсуждали подвиги наших защитников. Вот Матвей Кузьмин, пожертвовав жизнью, уничтожил врагов. А вот в класс во время урока ворвались два фашиста и стали издеваться над учительницей и над классом. А один мальчик, очень смелый, с помощью классной доски спасся сам и привёл партизан, которые взяли в плен фашистов!
Маслюк Владислава
Я запомнила рассказ «У классной доски» о том, как школьники во время войны не склонили головы перед врагом, и даже предупредили партизан о фашистах. А в другом рассказе простой крестьянин Матвей Кузьмин пожертвовал жизнью ради Родины. Я буду всегда помнить его имя.
Щаблыкин Антон
Я тоже запомнил рассказ о Матвее Кузьмине, который привёл фашистов в лесную глушь, а его внук привел туда партизан. Фашисты были убиты. Матвей сказал: «Не жалейте меня! Бейте фашистов!»
Федина Александра
Меня потряс рассказ о том, как в Берлине в разгар боя на одной из улиц оказалась четырёхлетняя немецкая девочка около погибшей матери. Она плакала. Наши бойцы предложили немцам прекратить огонь и забрать ребёнка, но они отказались. И тогда наш солдат под огнём пополз и забрал эту девочку. Он не мстил фашистам. Он освобождал немцев от фашистов. И спас девочку от гибели.
Порческо Полина
Я навсегда запомню имя Матвея Кузьмина. Это простой крестьянин. В село пришли фашисты и предложили ему провести их через лес за деньги. Даже соседи подумали, что он предатель, когда Матвей согласился. Но это было не так. Он повел их, но послал внука предупредить партизан. Был бой. В бою Кузьмин погиб, повторив подвиг другого русского патриота, Иван Сусанина.
А вот книга Воронковой «Девочка из города» рассказывает, как в село Нечаево пришли беженцы, с ними сиротка Валентинка, которую приютила женщина Дарья, у которой своих было трое детей. Валентинка стала ей родной дочкой. Я рада за неё!
Гараткин Егор
В рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» говориться о том, как во время Великой Отечественной войны был повторен подвиг Ивана Сусанина. Оба крестьянина пожертвовали жизнью, не стали предателями. Они погибли ради Родины, ради победы над врагом. Сколько мужества надо иметь, чтобы одному среди врагов не струсить, не отступить и погубить захватчиков.
Я был поражён случаем, который произошёл уже в самом Берлине. Наши бойцы вели бой с фашистами, и один из них, рискуя жизнью, вынес из огня немецкую девочку. Он был ранен, а мог быть убитым. И все равно понимал, что дети не виноваты. Фашисты убивали русских детей, женщин. А наш боец совершил подвиг!
Очень правильно, что ему в Берлине поставили памятник. В руках солдат держит девочку. Пусть все помнят об этом подвиге!
Ковалёв Александр
Я прочитал о Сталинградской битве в журнале «100 битв, которые изменили мир». Я узнал о великих командующих - К.Рокоссовском, В. Чуйкове и маршале Г. Жукове. Это была самая большая битва в Великой Отечественной войне. Итогом битвы стало окружение и полное уничтожение 6 армии Гитлера. Я потрясён героизмом и самопожертвованием советских солдат.
Сенченко Анастасия
Меня очень взволновал «Рассказ об отсутствующем», где командир рассказал о маленьком мальчике, который ценой своей жизни спас его от верной гибели. А все присутствующие почтили память маленького героя.
Я выучила наизусть и рассказала в классе стихотворение «Враги сожгли родную хату». Это стихотворение о солдате, который живым вернулся с войны. Он победил врага! Он шёл домой к любимой и ждавшей его жене! А придя домой, узнал, что она погибла. Это очень страшно!
Огородникова Мария
На нашем классном часу ребята выступали и рассказывали о героях - защитниках Родины, наизусть читали стихи о войне. Я тоже читала «Рассказ об отсутствующем» писателя Л.Кассиля. В нем говорится о подвиге мальчика, имя которого осталось неизвестным. Он спас, отвлекая немцев, нашего бойца. Я представляла себе состояние этого бойца, который страдал, что вынужден принять жертву ребенка, когда вдалеке от его укрытия прозвучали немецкие выстрелы, сразившие убегавшего мальчугана.
Война - это страшно! Пусть прекратятся все войны на земле!
Прочитав все работы ребят, мне захотелось, чтобы у них осталась память о проведенном классном часе. Дети предложили издать книгу. С помощью родителей была напечатана книга, которую так и назвали «Мы читаем, мы знаем, мы помним о героях - защитниках Родины». Предисловием к книге стали слова ребят, обдуманные сообща:
«Мы, ученики 4 класса «Е», прочитав и обсудив рассказы и книги о подвигах нашего народа в Великой Отечественной войне, написали небольшие рассказы о прочитанном, где выразили свое отношение, свои чувства к тому, что узнали.
Мы благодарны нашей учительнице Любови Леонидовне, которая привлекла нас всех к чтению, раздав каждому книги, стихи и рассказы о войне из старых учебников.
Мы издали свою книгу о героях - защитниках Родины, о своем отношении к подвигам.
Мы всегда будем помнить героев, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
Эта книга - наша клятва».
Все ребята получили книжку - итог коллективного творчества. Пусть хранят!
Но... неожиданная и такая радостная для меня просьба ребят - организовать работу над следующей нашей книгой рассказов: «Как наши прадеды, деды и отцы служили защитниками Родины».
И работа началась....
Мои ребята хорошо меня понимают. Они сами предложили писать новую книгу о своих дедах и прадедах - участниках войны, поэтому стали собирать сведения для урока «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Этому уроку предшествовала долгая предварительная работа.
Во-первых, разработали анкету, которая помогла бы и нацелила на основные моменты поиска.
Во-вторых, мы пригласили наших родителей. Особенно тех, кто встречался, знал, помнил своих дорогих защитников.
В-третьих, мы разработали личные планы празднования дня Победы «Мой день Победы». В них писал каждый о себе. Это были искренние намерения написать поздравительную открытку прадеду, возложить цветы к мемориалу, поздравить пожилую соседку, посмотреть праздничный салют, принять участие в минуте молчания и еще многое, что западало в сердце.
Мы разработали программу встречи поколений: нынешних внуков со своими прадедами, ветеранами войны, которых внуки никогда не видели живыми. Но ... оживают семейные архивы. С фотографий на нас смотрят глаза молодых солдат.
На интерактивной доске карта «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945г.»
На столе малый музей «Реликвии военных лет»: газеты, ордена, медали, письма с фронта.
Оказалось, что мои ребята хорошо знают, где воевали их прадеды! Они называют фронты, города! И мы назвали нашу встречу «Дорогами Победы». Ведь военные дороги протянулись от Северных морей до Черного.
Выступают правнуки ветеранов, правнуки победителей!
Северный фронт
Я, Герасименко Дарья, правнучка Ковалёва Петра Илларионовича. Прадед начал войну на Северном флоте. 12 отдельная морская бригада, действуя в основном в тылу врага, не позволила фашистам высадить десант на нашу землю и нанести удар с Севера.
Ленинградский фронт
Я, Щёголева Александра, правнучка Краславского Исаака Яковлевича. Прадед с самого начала войны служил в эвакогоспитале на Ленинградском фронте. Он награжден медалями «За Победу над Германией». Прабабушка Анна Исааковна тоже служила на Ленинградском фронте и тоже награждена медалью «За победу над Германией».
Южный фронт
Я, Маслюк Владислава, правнучка Маслюка Ивана Ивановича. Прадеду было 17 лет, когда началась война. Он был ранен в боях. Освобождал наш
родной город Ростов-на-Дону. Награждён медалью « За Отвагу».
Я, Мармоленко Алиса, горжусь своими прадедами, которые участвовали в обороне Кавказа, а потом освобождали Чехословакию и Германию. Мармоленко Тимофей и Шершнев Сергей награждены медалями « За оборону Кавказа», « За победу на Германией».
Герасименко Дарья. В битве за Сталинград пропал без вести мой прадед Царинный Григорий, а Герасименко Николай Иванович служил рядовым в пехоте. Пропал без вести.
1 Украинский фронт
Я, Вернигора Анастасия, правнучка Ганчева Григория Христофоровича. Он обеспечивал связь между штабом армии и передовой. А другой мой прадед Гаврилин Фёдор Кузьмич - разведчик. Он добывал ценные сведения. Оба освобождали Европу от фашистов. Имеют награды « За Отвагу», «Взятие Вены, Берлина».
2 Украинский Фронт
Я, Монахов Савелий, правнук Кудлаева Павла Фёдоровича. Мой прадед до войны учился в пединституте, мечтал быть учителем истории. А попал с первых же дней на войну. И всё, что осталось от него - письма- треугольники, которые хранит его дочка, - моя бабушка. Он пропал без вести в 1943году. Это было страшное слово, непонятное, но оно оставляло слабую надежду. Долго ждали, надеялись, что, может быть, он живой вернётся с войны. Но с войны он не вернулся, и до сих пор никто не знает, где и как он погиб. Он отдал свою жизнь, защищая Родину.
Я, Гужина Дарья, горжусь своим прадедом Ковалёвым Петром Илларионовичем, который воевал на очень опасном посту - в разведке. За свои умелые действия в боях был награждён орденами Славы трёх степеней.
Юго-Западный фронт
Я, Щаблыкин Антон, правнук Щаблыкина Григория Митрофановича. Прадед родился в Ростове-на-Дону. Пошел на фронт солдатом в 1941 году. Героически погиб в 1942году. Награждён медалью «За Отвагу».
Я, Аллаханова Тамара, правнучка Аллаханова Клима. Прадед был партизаном. Мы храним его медаль «За Отвагу».
Я, Гараткин Егор, горжусь своим прадедом Васильевым Фёдором Никитовичем, который всю войну служил в 13 отдельном разведывательном полку. В тяжелейших условиях он ремонтировал боевые самолёты, приближал нашу Победу. Прадед награжден орденами «Отечественной войны 2 степени», «За оборону Ленинграда», «Красной звезды», «Красного Знамени», медалью «За боевые заслуги».
Я, Ковалёв Александр, правнук Радченко Виталия Ивановича. Прадед с первых дней войны ушел на фронт. В одном из боев был ранен, был взят в плен. После освобождения нашей Армией из плена, продолжил воевать. Несколько раз был тяжело ранен. После войны от ран, полученных на войне, умер.
Затаив дыхание, слушали присутствующие родители, дети взволнованные рассказы ребят. На карте показывали места, где сражались их героические прадеды.
В этот раз мы не читали стихов, не пели песни. Это была встреча правнуков со своими прадедами. А потом все встали и помянули ушедших минутой молчания.
В конце этой встречи, к моей большой радости, явились вопросы. Конечно, в сердцах ребят встреча вызвала гордость, сознание связи с прошлым своей страны. Но вопросы.... Это значит, встреча затронула мысль, побудила к стремлению знать.
- Что такое героизм, подвиг?
- А я могу совершить подвиг?
- Почему люди совершают подвиги?
- Как сделать, чтобы войны больше не было?
- А Родину защищать можно в мирное время, как?
Мои ребята любят мыслить, думать, рассуждать, высказывать своё мнение. Я попыталась подвести детей к мысли о том, что героизм наших дней - это быть верным духовным ценностям и совершать каждодневные подвиги добродетели. Быть любящим сыном, любящей дочерью для своих родителей, достойным родителем для своих детей, добросовестным работником, бизнесменом, учеником, искренним другом, быть человеком чести, добродушным, миролюбивым и сострадательным - это и можно считать героизмом нашего времени. Казалось бы, насколько очевидна ценность этих качеств, но в каком дефиците они сегодня! Нашими маленькими, но столь важными для общей победы подвигами будут: порядочность, трудолюбие, уважение и забота о старшем поколении, добродушие, сдержанность и терпение.
Каждый из нас - и есть Россия. Как говорится: «Страна начинается с тебя!» Какими будем мы, такими и будет Отечество. Будем работать над собой и делать всё, что в наших силах!
Спасибо вам, мои дорогие ребята, за пытливость, за преданность! ...
Изданная книга:
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток